PostaАрт: Celebration Picasso, la collection prend des couleurs! — выставка в Париже к 50-летию со дня смерти Пикассо
Прошло 50 лет со дня смерти великого художника, графика, скульптора и керамиста Пабло Пикассо, работы которого оказали большое влияние на искусство XX века. Специально к этой дате Парижский музей Пикассо решил подготовить новую экспозицию и для ее создания пригласил известного британского дизайнера Пола Смита. Выставка открыта до 27 августа — спешите видеть!
Для воплощения этой идеи в реальность дизайнер собрал уникальную коллекцию произведений Пикассо, которые охватывают весь творческий путь художника и демонстрируют разные техники выполнения от живописи и скульптуры до керамики и гравюры. Необычно оформлены залы: где-то постелили ковры, а где-то на стены нанесли красочные орнаменты. В оформлении в том числе присутствует много полосок, которые являются визитной карточкой бренда Пола Смита, а еще их активно использовал сам Пикассо в шедеврах 1930-х годов.
Также Пол Смит известен своим умением сочетать традиционные и современные тенденции, поэтому на выставке представлены работы не только Пабло Пикассо, но и современных художников (Гильермо Куитка, Микалин Томас, Оби Окигбо, Шери Самба и Луиз Буржуа). Произведения как бы вступают в разговор друг с другом и помогают взглянуть на шедевры художника под другим углом.
Как уже было отмечено выше, выставка охватывает все значимые этапы творчества Пикассо, и прежде всего — кубизм, расцвет которого пришелся на 1907–1914 годы. Вместе с Жоржем Браком они совершили революцию в искусстве: упростили формы, стали рассматривать природу (внимание было обращено на натюрморты и предметы быта) с точки зрения геометрии и тем самым создали новый стиль. Возрождение и обновление кубизма в творчестве скульптора произошло в 1950-х годах: он создавал трехмерные композиции, в которых сочетались геометрические формы и большие области цвета, обведенные черным цветом.
Новатором Пикассо стал и в области коллажей — «Натюрморт с плетеным стулом» 1912 года. Коллажи размыли грань между живописью и скульптурой, обогатили искусство, а использование в работах обыденных предметов (обоев, одежды) стерло границы между искусством и реальностью и проложило путь к переработке и повторному использованию вещей.
Отражены на выставке «голубой» и «розовый» периоды творчества художника. Осенью 1901 года, через несколько месяцев после смерти своего друга Карлоса Касагемаса, Пабло Пикассо разработал новый стиль в живописи, в котором использовал все оттенки синего и голубого. В произведениях этого времени изображены темы старости, смерти, меланхолии и печали. На смену «голубому» приходит «розовый» период, когда Пикассо писал картины в розовых и охристых тонах. Он сосредоточился почти исключительно на женском теле, образы стали более живыми. Также живописец сделал шаг в сторону абстрактного искусства: герои создавались андрогинными (сочетали в себе мужские и женские черты).
Большое влияние на творчество Пабло Пикассо оказал театр. Он не только писал театральные образы, но и занимался сценографией. За период сотрудничества с Сергеем Дягилевым и его Русским балетом (1917–1924) Пикассо оформил 6 балетов. И, кстати, первой женой художника стала русская танцовщица Ольга Хохлова.
На выставке можно увидеть и монументальную работу 1937 года «Герника», которую Пикассо создал в ответ на Гражданскую войну в Испании как протест против варварства. Это произведение вдохновило американскую художницу Микалин Томас на создание работ, посвященных кампании за гражданские права афроамериканцев.
Также экспозиция представляет керамические изделия Пикассо. Работать с этим материалом он пробовал еще в 1906 году, но тысячи произведений создал в Валлорисе с 1947 по 1954 год. Керамист лепил, вырезал, раскрашивал глину, создавал тарелки, вазы, кувшины, которые украшал натюрмортами, головами животных и сценами корриды. К слову, о корриде: Пабло Пикассо посещал ритуал корриды вместе со своим отцом в Малаге с самого раннего детства, и эти сцены он изображал также на картинах и гравюрах с 1910-х по 1930-е годы.
Важное место в искусстве Пикассо отводится биоморфизму — это способ моделирования с помощью биологических образов, считающийся абстрактной ветвью сюрреализма. Этот термин использовали искусствоведы при обсуждении работ 1930-х годов, в которых присутствовали гибкие, органические формы, гармонизирующие с природой. Традиции биоморфизма Пикассо в своих работах продолжает Луиза Буржуа (коллаж «Добрая мать»).
В последние годы жизни Пабло Пикассо создал более 350 полотен. В этот период он сосредоточился в основном на изображении человеческой фигуры. Здесь проявилось его испанское наследие в образах матадора. Эти произведения характеризуются буйством красок и свободой изображения: художник специально работал быстро и менее аккуратно. За год до своей смерти Пикассо написал картину «Молодой художник» — это его последний автопортрет, в котором он отдает дань той страсти, что двигала им более 80 лет и позволила создать десятки тысяч произведений искусства.
Подсказка:Загляните в магазин, который расположен в музее. Здесь представлен большой выбор канцелярии, магнитов, открыток, воспроизводящих работы Пикассо. Также присутствуют керамические и текстильные изделия, путеводители и биографии.
Детали:Выставка открыта до 27 августа 2023 годаmuseepicassoparis.fr
Подготовлено Амалией Гультяевой.
Source