Именно в Москве начался период активной работы Петра Ильича над его крупными произведениями — там он написал Первую симфонию «Зимние грезы», а также оперы «Вода» и «Ундина» (обе были уничтожены автором после премьеры, но восстановлены после его смерти). Несмотря на неуверенность и сомнения, в то время Петр Ильич принял окончательное решение связать свою дальнейшую судьбу с композиторской деятельностью и принялся творить — в последующие годы были написаны Вторая и Третья симфонии, множество квартетов, балетов, камерных произведений, опер (в том числе «Евгений Онегин», «Пиковая Дама», «Иоланта»). Работы автора высоко ценились — вскоре он получил поддержку влиятельных меценатов Москвы и Петербурга (самой известной из коих была Надежда фон Мекк), стал получать пенсию от императора Александра III, что позволило ему полностью отдаться искусству, а также обрел славу за рубежом. Композитор давал массу концертов в разных городах России, часто гастролировал по Европе, а также пробовал себя в качестве дирижера в рамках мировых турне.
Публика отмечала его новаторский подход к музыке — по свидетельствам современников, каждый его концерт вызывал у слушателей невероятную гамму эмоций, которая буквально захлестывала зал. В своих произведениях он мог передать всю лиричность человеческих чувств, отразить как радость, так и трагедию, и при этом композитор весьма трепетно относился к своему творчеству — возможно, именно поэтому ему удавалось так тонко передавать эмоции публике. «Во время дирижирования оперой, не только своей, но и других авторов, он волновался чрезмерно. Малейший промах на сцене или в оркестре отзывался в нем болью. В этих случаях лицо Чайковского то бледнело, то покрывалось красными пятнами, палочка в руках дрожала, глаза разбегались, и он часто прибегал к стакану с водою», — писал И. В. Липаев в статье о композиторе.
В 1877 году Чайковский женился на Антонине Милюковой, студентке консерватории, которая была на восемь лет младше композитора, однако этот брак не был счастливым и долговечным (более того, знакомые и близкие композитора сразу назвали его «неравным»). Их отношения начались с любовного признания, которое написала Антонина будущему супругу — Петр Ильич ответил, но изначально не планировал встречаться с настойчивой девушкой. Чуть позже композитор изменил свое мнение и вскоре приехал к Милюковой в гости — несмотря на то, что он не был влюблен в Антонину, вскоре пара все же поженилась (предложение сделала сама девушка). Некоторые биографы утверждают, что Чайковский надеялся, что влюбленная в него Антонина станет для него верным другом и опорой, однако все вышло не так.
Жизнь с супругой оказалась невыносимой — в своих дневниках Петр Ильич писал, что принял решение о свадьбе под влиянием момента, что в итоге стало причиной его депрессии и кризиса в творчестве — как оказалось, Милюкова не была готова принять факт фиктивного замужества и буквально душила супруга своими чувствами. Через некоторое время композитор в полной мере осознал всю тяжесть совершенной им ошибки и даже предпринял неудачную попытку самоубийства, а позже сбежал из Москвы в Петербург. В последующие годы Чайковский тщетно пытался получить развод у Антонины, но та наотрез отказывалась оформлять его — до конца жизни Петр Ильич оставался законным супругом Милюковой, но более никогда ее не видел.
По данным биографов, Антонина Ивановна появилась на похоронах Чайковского и положила к его могиле венок с надписью ««От боготворившей супруги». Позже она, уже имевшая некоторые психические проблемы, попала в психиатрическую лечебницу, где умерла в 1917 году.
Source link